ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ
Нормативные акты, регулирующие оборот Товарных знаков, и отношения возникающие в этой связи.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (действующая редакция) статья 138.
Интеллектуальная собственность. В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).
Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя>.
Комментарий: В Гражданском Кодексе наряду с другими объектами Гражданских прав указана интеллектуальная собственность как средство индивидуализации юридического лица. В этой статье заложены основные признаки интеллектуальной собственности, природа ее возникновения и пределы прав на результаты интеллектуальной собственности. Раскрыто понятие фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания как средства индивидуализации юридического лица, изложен принцип использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ и услуг, т.е. патент на изобретение, промышленный образец, свидетельство на полезную модель, товарный знак, компьютерные программы, базы данных, фирменное наименование, художественные произведения, аудио-и видеопродукция и т.д. Согласно действующему законодательству, в понятие «интеллектуальной собственности» входят: авторское право и смежные права, а также промышленные права (права на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие объекты).
2. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
Комментарий: Это основной документ, регулирующийобщественные отношения в области применения юридическими лицами средств индивидуализации (товарных знаков и наименования места происхождения товара) гражданском обороте. В Законе раскрыто понятие Товарного знака и Наименования места происхождения товара, изложены принципы оценки Товарных знаков и наименований мест происхождения товаров в Российской Федерации с точки зрения соответствия критериям охраноспособности. Требования к охраноспособности товарного знака сформулированы в статьях 6 и 7 Закона.
В Законе устанавливаться правила регистрации <товарных знаков и наименований мест происхождения товаров> как руководство к действию для регистрирующего органа — Патентного ведомства Российской Федерации.
Указаны принципы использования товарных знаков и наименования мест происхождения товаров в практической деятельности организаций различных форм собственности, способы купли — продажи товарных знаков и предоставления права пользования Товарным знаком и наименованиями мест происхождения товаров.
Наряду с этим в ст.46 изложен принцип ответственности за незаконное использование Товарного знака и Наименования места происхождения товара, конкретизировано, что такое — незаконное использование Товарного знака и Наименования места происхождения товара и незаконное обозначение предупредительной маркировкой незарегистрированного на территории Российской Федерации Товарного знака или места происхождения товара.
Статья 47 говорит о праве иностранных юридических лиц, а ст. 48 провозглашает принцип главенства норм Международного договора перед национальным законодательством.
В 2002 году законодатель внес изменения в этот закон. Новеллой является норма закрепленная в ст.7 <Иные основания для отказа в регистрации> в пункте 2 изложены основания отказа в регистрации Товарного знака среди них запрет на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений тождественных или сходных до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров.
Появилась новая глава <Общеизвестный товарный знак, его правовая охрана> согласно которой товарный знак или обозначение в результате его интенсивного использования ставший широко известен среди соответствующих потребителей в отношении определенного вида товара по заявлению юридического или физического лица может быть признан Общеизвестным на основании решения Палаты по патентам и спорам. <Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (далее — Перечень)>.
В новом тексте закона появились символы, принятые в Европе и Америке для обозначения Зарегистрированного товарного знака в виде латинской буквы R и латинской буквы R в окружности.
Теперь по новому закону исключительным правом использования товарного знака в сети Интернэт, в доменном имени и других способах адресации может только Правообладатель товарного знака, ст. 4 закона предоставляет ему право запрещать кому либо использовать без его разрешения зарегистрированный правообладателем товарный знак в сети Интернэт.
3 . Уголовный Кодекс РФ статья 180. Незаконное использование товарного знака
1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, -
наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
2. Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, -
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Комментарий: Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации Товарный знак, наименование места происхождения товара без разрешения его владельца. Нарушение прав владельцев является несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, иное введение в гражданский оборот или хранение товара обозначенного этим Товарным знаком или Наименованием места происхождения товара, или обозначения сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров (услуг).
Незаконное пользование Товарным знаком и Наименование места происхождения товара и незаконное использование предупредительной маркировкой в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации — это совершенные без разрешения владельца действия по проставлению его (знака) на упаковке либо выпуск товара (услуги) с этим знаком в обращение не правообладателем. С момента совершения какого — либо из указанных действий преступление считается законченным.
Объективная сторона данного преступления может выражаться также в использовании в качестве товарного знака обозначения в отношении однородных товаров, сходного с чужим товарным знаком до степени смешения.
Субъектом данного преступления может быть достигший 16 — летнего возраста гражданин РФ, лицо без гражданства либо иностранный гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью как зарегистрированной и не зарегистрированной, а также должностные лица юридических лиц, принимавшие решение о незаконном использовании чужим товарным знаком.
Данное преступление является умышленным. Виновное лицо сознает, что оно незаконно использует чужой товарный знак, и желает этого. Как правило, виновный, пользуясь товарным знаком конкурента, завоевавшего признание потребителей стремиться обеспечить сбыт своей продукции, однако, возможны случаи использования чужого товарного знака с целью подрыва доверия потребителя к продукции конкурента.
Назад